aftershock.su: BP Statistical Review of World Energy 2015, плотность нефти

http://www.bp.com/en/global/corporate/about-bp/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html

Не вдаваясь в обзоры геополитики, проведём небольшое геолого-математическое исследование. БП публикует добычу нефти как в тысячах баррелей в день, так и в миллионах тонн в год. Под термином «нефть и другие жидкости» отчёт понимает:

* Crude Oil — Собственно сырую нефть

* License Condensate — Лицензионный газовый конденсат (для надмозговых переводчиков: этот конденсат добывается не «по лицензии», а «на лицензии», то есть считается в сепараторах на месторождении)

* Light Tight Oil (LTO) — Лёгкую нефть из низкопроницаемых коллекторов, известную зоопарку под эвфемизмами «сланцевая нефть» и «нетрадиционная нефть»

* Bitumen — Битумы и асфальтены из битуминозных песков, инвесторы называют эту лабуду «нефтяные пески»

* NGPL — тяжёлые фракции природного газа: бутаны, пентаны, гептаны, которые вываливают из природного газа на перерабатывающих заводах.

В статистику БП не входят:

* Собственно сланцевые углеводороды — получаемые пиролизом из природного керогена (углистых сланцев) специальный авиационный керосин и другие подобные жидкости.

* Синтетический бензин из угля.

* Синтетический бензин по технологии «газ-в-жидкость».

* Биотопливо: биодизель и этанол. Кроме этих последних, три пункта выше — пока малозаметная экзотика.

Итак, как будем считать?

(1) Используем две таблицы: «Добыча жидкостей в тысячах баррелей в сутки» и «Добыча жидкостей в миллионах тонн в год»

(2) Из каждой таблицы, берём обшее по миру, и отдельно США и Канаду. Отдельно потому, что в США происходит добыча той самой LTO, а в Канаде — тех самых битумов. Кроме двух указанных стран, добыча LTO и битума в больших объёмах не практикуется.

(3) Преобразуем первую таблицу из тысяч баррелей в день в миллионы баррелей в год, учитывая високосные года.

(4) Делим вторую таблицу на первую по формуле {млн. тонн в год}/{млн. баррелей в год}/0.159. Тут 0.159 — количество кубометров в барреле. Результат формулы — плотность «жидкостей» в граммах на кубический сантиметр.

(5) Переводим из г/см3 в градусы АПИ по формуле: АПИ = 141.5/пл. — 131.5.

(6) Рисуем. Для сравнения приведены два уровня плотности: West Texas Intermediate 39.6 АПИ и уровень, считающийся в США газовым конденсатом: 45 АПИ.

Что получилось?

* Начиная примерно с 1991 года, США производит «в среднем» — газовый конденсат, причём, начиная с 2000 года — очень даже лёгкий конденсат, 52 АПИ или 0.771 г/см3. Неудивительно: средняя плотность LTO на Баккене — 42-43 АПИ, а на Иглфорде так и вообще за 60. Подъём плотности после 2011 года связан с переработкой канадского битума на территории США.

* В Канаде, ситуация интереснее: до 2000 года, нарастала добыча конденсата, плотность падала. Но потом пришли на помощь битуминозные пески, и сейчас в-среднем плотность добываемых углеводородов в Канаде 36.5 АПИ, то есть вполне приличные 0.842 г/см3.

* Наконец, если не учитывать Канаду и США, то «жидкости» добываемые на планете Земля легчают: с 32 АПИ (0.865 г/см3) в 1965 году до почти 40 АПИ (0.825 г/см3) в 2014 году.

Почему так важно знать эти плотности? Дело в том, что в двигателях сгорают не баррели, а тонны! Теплотворная способность углеводородов считается от массы.

Плотность авиационного керосина — 0.810 г/см3. То есть, без учёта потерь и не ударяясь в нефтехимию, «средний» баррель нефти на Земле давал 1.07 барреля керосина, а в 2014 — всего 1.02. В США 1 баррель «среднеамериканской нефти» давал в 1965 году 1.15 барреля автомобильного бензина, а в 2014 — всего 1.09.

На самом деле, ситуация ещё хуже. Чтобы делать горючее из битума, необходим каталитический крекинг. Чтобы делать из конденсата и LTO керосин и дизтопливо, требуется изомеризация. И то, и другое — стоит денег. И там, и там — ненулевые потери. А из 85% объёма NGPL жидкого топлива делать нельзя! Пентан в небольших количествах можно подмешивать в «зимний» бензин, что хорошо шесть месяцев в году в Канаде, но вряд ли прокатит в Техасе и Калифорнии. NGPL можно (и нужно) использовать как газ: например, авто на пропан-бутане, но переделка автомобилей тоже влетает в копеечку.

Короче: дорожает не только добыча нефти, но и переработка. БП следует брать пример с американской EIA, и показывать хотя бы NGPL отдельно. Ещё полезнее было бы развалить статистику на нефть, LTO, конденсат, битум, NGPL, однако, не стоит пугать население: добыча сырой нефти проскочила пик в декабре 2005 года, максимальная годовая добыча за 2006 год составила 20.40 млрд баррелей. На 2014 год, добыча сырой нефти упала по сравнению с пиком на 2.2%, хотя и выросла на 1% по сравнению с 2013. Примерно 38% «жидкостей» в 2014 году — это битум, LTO, лицензионный конденсат и NGPL.

http://aftershock.su/?q=node/316288

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: