Россия: нефтепереработка и катализаторы

Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков http://www.refas.ru/
Института катализа СО РАН http://www.catalysis.ru
Журнал «НефтьГазПромышленность» http://www.oilgasindustry.ru
Информационное агентство «Аи92» http://www.au92.ru.

Капустин В. М., Кукес С. Г., Бертолусини Р. Г. Нефтеперерабатывающая промышленность США и бывшего СССР. М.: Химия, 1995. https://yadi.sk/d/R6mSq5f9eNpmA
Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года https://yadi.sk/d/NzceAx6OeNp5A

Блеск и нищета российской нефтепереработки. Нина Пусенкова, Анна Бессонова. РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ № 2 • 2008. Московский центр Карнеги.
https://yadi.sk/i/PH8if3rDeNpyt
http://carnegieendowment.org/files/WP_2_2008_rus_indd.pdf

Алгоритм оценки альтернативных комплексных инвестиционных проектов в нефтеперерабатывающей промышленности. Салчева. 2014 https://yadi.sk/i/WThK8V0yeNqTj
http://www.bagsurb.ru/journal/261/15285/?sphrase_id=54040
http://www.bagsurb.ru/scientific_seminars/SALCHEVA.pdf

Дорожная карта «Использование нанотехнологий в каталитических процессах нефтепереработки». Роснано

Дорожная карта «Использование нанотехнологий в каталитических процессах нефтепереработки» представляет собой обобщающий документ, который отражает многоуровневую систему стратегического развития предметной области в рамках единой временной шкалы и содержит показатели экономической эффективности перспективных технологий и продуктов, обладающих высоким потенциалом спроса и привлекательными потребительскими свойствами. ДК разработана на основе данных экспертного исследования, а также исследования российских и зарубежных аналитических материалов.

ДК описывает структуру спроса на катализаторы для нефтепереработки, динамику ключевых технико-экономических характеристик основных типов используемых установок (в зависимости от общей схемы проведения каталитического процесса), динамику ключевых характеристик основных типов катализаторов, используемых в данных установках. На ДК представлены альтернативные технологии производства катализаторов. Дается оценка перспектив введения в эксплуатацию в России технологических линий различной конфигурации с точки зрения возможности обеспечить производство катализаторов, ключевые характеристики которых отвечают нормативам конкурентоспособности.

Для различных технологий производства катализаторов на ДК отражены основные направления исследований и разработок по их развитию в России, а также направления импорта технологий (виды технологического оборудования, которое предпочтительно закупать за рубежом). С учетом рыночных (market pull) и технологических (technology push) факторов на карте дается оценка предельно достижимых стратегических целей российских производителей катализаторов. Горизонт ДК — до 2030 года.

Пояснительная записка к Дорожной карте https://yadi.sk/i/pWd-OezteNqHR
http://www.rusnano.com/upload/OldNews/Files/33654/current.pdf

Дорожная карта «Использование нанотехнологий в каталитических процессах нефтепереработки» https://yadi.sk/i/oceRdleleNqGi
http://www.rusnano.com/upload/OldNews/Files/29394/current.pdf

http://www.rusnano.com/investment/roadmap/oil

Христенко В.Б. О состоянии и перспективах развития внутреннего рынка углеводородного сырья и продуктов его переработки, включая нефтехимическую промышленность: докл. министра промышленности и энергетики. — Электрон. дан. — 31 марта 2006 г. — http://www.minprom.gov.ru (В сети отсутствует)

Российский Химический Журнал. Том LI (2007) № 4
Состояние и тенденции в области создания катализаторов и технологий переработки углеводородного сырья
http://www.chem.msu.su/rus/jvho/2007-4/welcome.html
В. К. Дуплякин. Современные проблемы российской нефтепереработки и отдельные задачи ее развития https://yadi.sk/i/15fFfdcIeNqu9
http://www.chem.msu.su/rus/jvho/2007-4/11.pdf

Доклад Рябова В.А. на V Международном промышленно–экономическом Форуме «Стратегия объединения: Решение актуальных задач нефтегазового и нефтехимического комплексов на современном этапе». 2012
http://www.refas.ru/osnovnye-problemy-razvitiya-rossijskoj-neftepererabotki-i-nefteximii/

— — — — —
Большой конфликт начнут с того, что мгновенно отрубят нам нефтесервис (Шлюмберже, Халибёртон — вот это все) и прекратят поставки катализаторов для НПЗ. И через пару-тройку месяцев мы будем, как Германия 45 года: танки-самолеты еще есть, но ездить им не на чем.
http://val_oper.livejournal.com/129804.html?thread=1153804
За пару-тройку месяцев ничего не произойдёт.
Риформинга и гидроочистки на существующей загрузке года 4 пробегут.
За это время можно что-то своё наладить, или поработать с азиатами.
С каткрекингом, конечно, проблема — т.к. из-за уноса требуется постоянная подпитка. Но делать сие у нас умеют на Омском заводе, собственно обе установки каткрекинга работают там на собственном катализаторе, загрузка мощности катализаторной фабрики при этом 20% от проектной.
Ну и самое главное — эмбарго на катализаторы приведёт к откату уровня заводов до советского уровня, да и то далеко не во всём.
Так что танкам и самолётам будет на чём летать и ездить, им 5-й класс для этого не нужен.
http://fuel-vampire.livejournal.com/343319.html
Комментарии в записи

— По идее, не убрав из лёгкой нефти/конденсата бензин, лить ее в дизельный двигатель чревато последствиями. Но в военное время значение синуса может достигать 4-х…
Но чтобы военная техника ездила, летала и т.д. в основном достаточно продуктов первичной переработки и тех процессов, для которых никакие эксклюзивные катализаторы не нужны.
Другое дело, что НПЗ в условиях войны одни из первых целей.
— А в какой степени потенциальный запрет на иностранные катализаторы, снизит степень переработки, т.е. при прочем равном внутреннем спросе, на экспорт будет высвобождаться меньше нефти, но больше мазута?
— Ну углубляющих процессов, для которых нужны катализаторы в общем-то два — каткрекинг и гидрокрекинг.
По каткрекингу уже написал, т.е. если Омское производство на полную загрузить, то на все существующие установки хватит.
Гидрокрекинга на стационарном слое все, т.е. уноса нет, а по активности несколько лет пробегут. Т.е. можно порешать проблему в общем-то.

Другие источники по катализаторам
i/ Обзор рынка катализаторов нефтепереработки в России. Инфомайн. 2013
http://www.infomine.ru/files/catalog/437/file_437.pdf
Классификация катализаторов и основные направления использования
каталитических процессов в нефтепереработке. стр. 15-19

ii/ Омский нефтезавод из локального производителя катализаторов для внутренних нужд (2 установки каталитического крекинга суммарной мощностью по сырью более 4 млн тонн в год работают на катализаторах собственного производства) вышел на российский рынок В2В основного компонента переработки углеводородного сырья — катализаторов каталитического крекинга

Омский НПЗ — сейчас единственное предприятие в стране, производящее катализаторы для собственных нужд. Технология производства разработана совместно с учеными Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук. Все остальные заводы в стране зависят от импортных закупок. Основные поставщики — германская BASF и американская Grace.

Потребность российской нефтепереработки (производителей бензина) в катализаторах крекинга оценивается в 8,5 тыс. тонн в год.

Кроме ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ» в России катализаторы крекинга выпускает (по японской технологии) ООО «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов» в Башкирии. На предприятии говорят, что в 2014 году также выйдут на российский рынок компонентов для нефтепереработки. Речь идет о поставках 530 тонн продукции на Ангарский нефтеперерабатывающий завод «Роснефти». Пока руководство ишимбайского завода считает Омский НПЗ скорее коллегой, чем конкурентом.

По данным участников российского рынка, стоимость импортных катализаторов может варьироваться в пересчете на курс валют от 120 до 190 тыс. рублей за тонну. При этом зарубежные производители дисконтируют российские сделки до 20%. Так, например, компания Grace продает у себя в США компоненты для нефтепереработки по 200 тыс. рублей за тонну. Считается, что такая ценовая политика направлена на то, чтобы полностью контролировать российский рынок.

«До 90% используемых у нас в стране катализаторов — это зарубежные поставки. При том, что наши катализаторы точно ничем не хуже, чем импортные, а порой и превосходят их по некоторым качествам. Проблема в том, что российские заводы десятилетиями привыкли работать с BASF и Grace, и теперь нам нужно менять сложившиеся стереотипы», — считает начальник отдела маркетинга и продаж катализаторов ООО «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов» Николай Карпов.

По его мнению, основным стимулом для перехода на отечественные катализаторы для нефтепереработки становится потенциальная уязвимость отрасли.

«Когда американцы наложили эмбарго на Иран, этой стране пришлось очень сложно. Искали те же катализаторы по всему миру, в том числе и в России. В современном мире ни одна страна, считающая себя технологически развитой, не может целыми отраслями полностью зависеть от зарубежных поставок», — сделал вывод Карпов.

Аналитик ЗАО «Инвестиционная компания «Энергокапитал» Илья Березин прогнозирует российским производителям катализаторов для нефтепереработки хорошие перспективы. «Насколько я знаю, этот товар вполне конкурентоспособен. Кроме того, ОАО «Газпром нефть» вполне может рассчитывать на поддержку государства в этом вопросе, как это, кстати, делается во всем мире. Чтобы получить значительную долю отечественного рынка катализаторов — более 50%, — потребуется до 3 лет. Но политическая ситуация такова, что все может произойти и за несколько месяцев. В этом вопросе международная ситуация играет очень большую роль», — напомнил Илья Березин.
http://dpomsk.ru/business/2313-katalizatory-rynka

iii/ 2008 О «революционной ситуации» в российской нефтепереработке

Все цифры, которые свидетельствуют об изношенности производственных фондов в отечественной нефтепереработке, а тем более возрастные характеристики заводов весьма относительны и не несут достоверной информации о состоянии отрасли.

Гораздо опаснее, что модернизируют отрасль на основе за рубежных технологий. Так было при обновлении производства на Омском НПЗ, при строительстве Нижнекамского НПЗ и реконструкциях заводов в Ярославле, Киришах, Хабаровске, Самаре, Рязани и других. Не только крупнейшие зарубежные инжиниринговые компании (Foster Wheeler, UOP, Stone and Webster, ABB Lummus, Technip и др.), но и более мелкие фирмы занимают доминирующие позиции на российском рынке (в разработке технологий и проектировании НПЗ). Отечественным нефтяным институтам и проектным организациям в лучшем случае отводится роль субподрядчиков для выполнения отдельных видов работ.

Усиление технологической зависимости от Запада проявляется и в применении импортных катализаторов: их доля для процесса гидроочистки на российских НПЗ составляет 25%, риформинга — 60, каталитического крекинга — 80, для изомеризации и гидрокрекинга — 100%. Более 200 видов присадок к топливам и маслам поставляются в Россию зарубежными фирмами. В то же время вполне конкурентоспособные отечественные катализаторы и присадки для целого ряда технологий нефтепереработки не находят достойного применения.

Отмеченная тенденция опасна в стратегическом плане (до статочно вспомнить, как в 1980х годах после принятия Конгрессом США поправки Джексона-Веника было фактически заморожено строительство Тобольского нефтехимического комбината и приостановилась реализация ряда других проектов в отрасли — она консервирует крайне неблагоприятную ситуацию в области научно-исследовательских, опытно конструкторских и проектных разработок. Ведь именно эта сфера деятельности в нефтепереработке (а не сфера производства) в 90х годах фактически оказалась разваленной. Погибли целые институты — «Грозгипронефтехим» и «Гипрогрознефть», гордость советской «нефтянки». За рубежами страны оказались не менее заслуженные и авторитетные институты Баку.

Организации, что сумели сохраниться и выжить (например, московский проектный институт «ВНИПИНефть» со своими филиалами, «Ленгипронефтехим» в Санкт-Петербурге и др.), сейчас либо работают на субподряде у зарубежных проектировщиков, либо влились в состав российских интегрированных не фтяных компаний и занимаются их обслуживанием, либо решают относительно небольшие задачи (реконструкция отдельных узлов, агрегатов и вспомогательных объектов на действующих заводах, проектирование и строительство миниНПЗ и т. п.).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: