Роснефть и Транснефть

12.02.2014
Дворкович поддержал нефтяников

Расширение ВСТО, скорее всего, не будет оплачиваться нефтяными компаниями. Правительство пока не планирует включать инвестиционную составляющую в тариф «Транснефти», заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, для расширения ВСТО компании должно хватить умеренной индексации тарифов. В качестве еще одного источника финансирования строительства он назвал ФНБ.

Включение в тариф на транспортировку нефти по трубопроводной системе Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) инвестиционной составляющей не планируется, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович, передает Интерфакс. «Такое решение не планируется пока», — сказал он.

По его мнению, «Транснефти» должно хватить средств инвестпрограммы для расширения нефтепроводной системы ВСТО при умеренной индексации тарифов.

В то же время рассматривается заявка «Транснефти» на получение средств из Фонда национального благосостояния. «ФНБ рассматривается. Они заявились на ФНБ», — сказал Дворкович, но деталей не уточнил.

«Роснефть» и «Транснефть» в 2009 году заключили договор на поставку 15 млн т нефти в год в Китай. Летом 2013 года «Роснефть» договорилась об удвоении поставок до 30 млн т ежегодно. Из-за повышенного интереса всех крупных нефтяных компаний к восточному направлению Минэнерго выступило за расширение ВСТО до 80 млн т к 2020 году, а не к 2030 году, как планировалось ранее.

Затраты на расширение ВСТО к 2020 году с 37 млн до 80 млн т «Транснефть» оценивает в 172 млрд руб., говорит ее представитель Игорь Демин.

Весь прошлый год трубопроводная монополия и нефтяники спорили, кто будет финансировать расширение трубы. В качестве одного из вариантов «Транснефть» как раз предлагала ввести дополнительную инвестиционную составляющую в тарифе. Но Дворкович дал понять, что такой вариант сейчас не рассматривается. Впрочем, Демин утверждает, что заявку в ФНБ компания также пока не подавала.

Представитель «Роснефти» не стал комментировать отказ правительства от введения инвестиционного тарифа, отметив лишь, что компания выполняет все условия и обязательства по ВСТО. Представитель «Газпром нефти» отказался от комментариев.

«Транснефть» может продолжать строительство трубопровода ВСТО за счет новых кредитов, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Для компании не станет критичным исключение инвестиционной составляющей из тарифов ВСТО. А привлечение средств из ФНБ — это более дешевый способ финансирования, нежели банковское кредитование, добавляет он.

20 февраля, 2014
«Роснефть» и «Транснефть» обсудили работу кишечника и «транспортобесию»

В ответ на предложение «Роснефти» стать акционером «Транснефти» транспортная монополия обвинила оппонента в истерике и манипуляции фактами. «Роснефть» за словом в карман не полезла, поставив визави диагноз «транспортобесия». Так компании решают, кто будет платить за расширение нефтепровода в Китай.

Вчера «Ведомости» сообщили, что еще в конце января президент «Роснефти» Игорь Сечин направил письмо в правительство с предложением провести допэмиссию акций «Транснефти» в пользу его компании. Таким способом нефтяная компания предложила финансировать расширение ВСТО. «Транснефть» нервно отреагировала на эту идею.

«Эта поспешная инициатива «Роснефти» может вызвать лишь сожаление, и сравнить ее можно только с недостойной этой компании истерикой», — говорится в разосланном вчера сообщении пресс-службы «Транснефти». В нем отмечается, что в системе координат, которую использует «Роснефть», «видимо, кишечник диктует правила игры и сердцу, и мозгу, а используемая арифметика сильно отличается от настоящей».

Разбирая письмо «Роснефти» по существу, монополия утверждает, что в письме за подписью Игоря Сечина факты изложены некорректно. В частности, неверны данные о стоимости прокачки нефти в России и за рубежом. «Тариф по нефтепроводу TAL из Триеста в Германию, Австрию, Чехию — 0,216 руб. за прокачку 1 т нефти на 1 км, а средний тариф «Транснефти» — 0,42 руб. ткм. Этот тариф номинальный и установлен только для одного из акционеров TAL — австрийской OMV, для остальных участников рынка расценки значительно выше», — утверждает «Транснефть». — «Например, на участке Триест — Ингольштат тариф составляет 0,38 руб. ткм, а Ингольштат — Карлсруэ — 0,4 руб. ткм».

По сути предложенной Сечиным сделки в «Транснефти» отметили, что если «Роснефти» и другим крупным нефтяным компаниям удастся стать акционером монополии, то на рынке возникнут неравные условия. Кроме того, новые владельцы начнут максимально экономить на расходах по содержанию системы и препятствовать любым образом расходам на ее развитие, уверены в монополии.

«Роснефть» не менее творчески отреагировала на выпад оппонента. «Реакция пресс-службы «Транснефти» является лучшей иллюстрацией к обозначенной «Роснефтью» проблеме, когда инфраструктурная компания навязывает всей отрасли и всей экономике свои имманентные цели и интересы. Здесь применим термин «транспортобесия», — заявил пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. Этот термин он объясняет так: «Суть его — описание ситуации, когда целью транспортировки является сама транспортировка».

Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) — нефтепровод, соединяющий нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с тихоокеанским портом Козьмино в заливе Находка. По этому нефтепроводу российские нефтяные компании поставляют нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего в Китай. Летом 2013 года «Роснефть» договорилась об удвоении поставок в эту страну до 30 млн т ежегодно. С тех пор нефтяная компания и «Транснефть» спорят, кто будет финансировать расширение ВСТО.

12.03.2014
В российской нефтянке, скорее всего, будет доминировать бизнес-модель, нацеленная на приобретение ресурсов

Портал «Центр энергетической экспертизы» пишет о разногласиях между «Транснефтью» и «Роснефтью» по поводу дальневосточного проекта последней — увеличения поставок нефти в Китай и тарифов на ее перекачку. Натянутые отношения сначала спровоцировали появление предложения от нефтяной компании стать акционером трубопроводной, а потом обернулись публичным обменом резкими заявлениями и изобретением «Роснефтью» нового термина для своего оппонента — «транспортобесия». Точно неизвестно, когда отношения двух самых харизматичных в России топ-менеджеров — Игоря Сечина и Николая Токарева — начали обостряться, но, оценивая их столкновение стратегически, впору говорить уже не о локальном противостоянии хозяйствующих субъектов, а о борьбе двух бизнес-моделей.

Первая, представленная позицией Сечина, выражает интересы обладателей сырьевой ренты как ключевых доноров бюджета. «Роснефть» превратилась под его руководством в крупнейшую публичную нефтяную компанию в мире и делает ставку на расширение собственной ресурсной базы: за счет покупок госкомпания нарастила ресурсную базу на 67%, добычу — на 86% и чистый долг — почти вчетверо, доведя его до 1,9 трлн. рублей. Вторая модель, олицетворяемая Токаревым, делает ставку на развитие инфраструктуры и капитализацию транзитных возможностей России, а потому и пытается сыграть на значительной удаленности источников энергоресурсов как от внутренних, так и от внешних потребителей. «Транснефть» ставит вопросы о том, кто будет финансировать расширение трубопроводов, морских портов и иных экспортных возможностей, что невозможно сделать только за счет повышения тарифов.

В противостоянии этих бизнес-моделей действительно нет ничего личного. Противоречия между ними не могли не возникнуть по мере ухудшения экономической ситуации и, как следствие, ужесточения борьбы за сокращающееся госфинансирование. Считается, что обе компании являются одними из основных претендентов на средства распечатанного Фонда национального благосостояния. А пока в качестве подготовки к генеральному сражению разворачиваются бои местного значения. «Роснефть» активно присматривается к важнейшему южному порту страны — Новороссийскому морскому торговому порту, где акционером также выступает и «Транснефть». Второе направление — госкомпания заинтересовалась AllianceOil, последним привлекательным активом на российском нефтяном рынке. И если в плане установления контроля над Новороссийским портом пока никаких серьезных действий не предпринято, то работе по включению независимой нефтяной компании в орбиту гиганта дан старт.

Представляется наиболее вероятной версия, циркулирующая в экспертных кругах, что именно с целью консолидации оставшихся разрозненных нефтяных активов в недавнем прошлом «правая рука» Сечина — бывший первый вице-президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов — занялся собственным бизнесом и создал с нуля «Независимую нефтяную компанию». Эта компания может стать покупателем тех активов, которыми заинтересовалась «Роснефть», но не может их приобрести из-за ограничений со стороны Федеральной антимонопольной службы. Компания Худайнатова могла бы развивать приобретаемые активы за счет использования инфраструктуры «Роснефти», ведь, по словам тех, кто знаком с ситуацией, Хадайнатов — это единственный человек, у которого после ухода из команды сохранились с Сечиным хорошие отношения. Есть ли у Худайнатова партнеры и чьими деньгами он распоряжается — это неизвестно. Но нет сомнения в том, что у бывшего топ-менеджера «Роснефти» не будет проблем с кредитами, ведь он давно в бизнесе и в плотном контакте с Сечиным.

Немаловажную роль в покупке AllianceOil может сыграть и Михаил Столяров — советник Министерства энергетики РФ. Он с прошлого года начал свою работу в НК «Группа Альянс», и здесь показательно то, что ранее частные компании, с которыми сотрудничал советник, уже действовали в интересах «Роснефти». Так нефтетрейдер Flontrano, выстроивший свою деятельности на серьезной поддержке со стороны «Транснефти», в то время, когда там трудился Столяров, неоднократно «перехватывал» поставки нефти от малых нефтяных компаний, что, по мнению некоторых специалистов, вынуждало Gunvor для своевременного заполнения своих танкеров приобретать нефть у «Роснефти» по менее выгодным ценам.

Участники нефтерейдерского рынка уверены, что подобные операции возможны только при использовании инсайдерской информации, и указывают на, что Столяров тогда же работал в Gunvor Геннадия Тимченко, которого ряд деловых изданий считает одним из лоббистов, добившихся назначения Николая Токарева на пост главы «Транснефти». Если исключить предположение о том, что история о перебитых Flontrano контрактах Gunvor с малыми производителями может являться скрытой формой коррупционных платежей (со стороны Gunvor в пользу руководства «Транснефти»), то выходит, что конфликт интересов, возникающий у советника Столярова из-за его работы на конкурирующие компании, регулярно разрешался им в пользу «Роснефти», а не «Транснефти» и ее партнеров. Подтверждает это и то, что в 2012 году лояльность Flontrano была вознаграждена — никому не известный нефтетрейдер после объявления «Роснефтью» о покупке ТНК-ВР стал одним из трех нефтетрейдеров, обслуживающих ТНК-ВР, составив компанию международным лидерам отрасли Shell и Trafigura. Более того, «Роснефть», консолидировавшая ТНК-ВР, в нетипичном для нее стиле обещала не пересматривать экспортные контракты Flontrano до конца 2013 года.

Таким образом, наиболее вероятно, что в ближайшей перспективе в России будет доминировать бизнес-модель, нацеленная, прежде всего, на приобретение ресурсов, а не на развитие инфраструктуры. Если еще одна частная нефтяная компания фактически перейдет под контроль госкомпании, то на российском рынке останется только одна частная компания, «Лукойл», впрочем, роль которой скоро будет периферийной. Сегодня частный сектор нефтедобычи ликвидируется как класс, а его наследие передается госкомпаниям, добивающимся успехов в приобретении активов, но низкоэффективных в решении задач по их коммерциализации. Даже у такого гиганта как «Роснефть», согласно предоставляемой компанией отчетности, наращиваются долги и снижается прибыль. Значительные потери у «Роснефти» на китайском направлении, из-за которого и обострились отношения с другим гигантом — «Транснефтью». «Роснефть» теряет здесь более 2,5 млрд долларов в год по сравнению с тем, что могла бы зарабатывать на экспорте нефти в Европу. Торговать нефтью в убыток себе — очень сомнительная перспектива, ставящая под угрозу будущее ключевой отрасли российской экономики.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: