Сочи: инженерная геология, строительство

28.10.2013 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской низменности Сочи
http://bednenkiy.livejournal.com/64644.html

20.09.2013 Мы говорим не што́рмы, а шторма́. Хотя што́рма как такового и не было…
http://bednenkiy.livejournal.com/63481.html

23.06.2013 Современное состояние нового берегозащитного сооружения в Сочи, дальнейшие перспективы строительства
http://bednenkiy.livejournal.com/61514.html

29.03.2013 Лот «Инженерная защита территории Имеретинской низменности», берегоукрепление. Часть 3

К сложной ситуации с состоянием новейших защитных гидротехнических сооружений Нижне-Имеретинской низменности и весьма неясным перспективам дальнейшего их строительства в связи с ней после первого же в этом году сильного шторма, привела по всей видимости не какая бы то ни было одна единственная явная причина, но стечение очевидных обстоятельств, влияние которых вполне можно было исключить и устранить еще на этапе проектирования.

Относительно сбалансированную, устоявшуюся систему подачи песчано-гравийной смеси из русла реки Мзымта с дальнейшим переносом на пляжи Имеретинской низменности можно представить следующим образом. В течении всего года и особенно во время паводковых явлений, река осуществляет постоянный вынос в материала, формируя приустьевые наносы, которые затем летними и зимними штормами переносит вдоль всего пляжа вплоть до границы с … Абхазией.

Явление характеризуется как вдольбереговой поток наносов на прибрежной акватории Черного моря в междуречье Мзымта – Псоу, направлено с северо-запада на юго-восток. О масштабе можно судить лишь по среднемноголетним наблюдениям, оценивающим твердый сток реки Мзымта в диапазоне значений от двадцати до тридцати тысяч кубических метров в год. При этом на пляже, что характерно, остается лишь часть наносов, так как имеются потери метериала в результате истирания, часть же, образно говоря тратится на прокорм перехватывающими поток выше указанными каньонами и безвозвратно теряется.
Однако, эта безвозвратная потеря в каньонах есть тот самый фактор, что сдерживает их агрессивный рост и углубление в береговую черту. Сдерживало.

Проблемы на участке перешли активизировались в девяностых годах прошлого столетия, когда во во времена достаточно непростые для всего государства, началась практически не контролируемая выборка гравия (балласта), для повсеместного применения в нелегальных камнедробильных предприятиях и отсыпки в рамках разнообразного строительства с целью снижения издержек — не смотря на низкую марку твердости, не менее низкая стоимость добычи была жутко привлекательной. В принципе, тем же самым грешили и олимпийские строители. Стал о наблюдаться резкое сокращение ширины пляжной полосы по всей длине Нижне-Имеретинской низменности.

Что называется, «добило» ситуацию во многом, принятое решение о строительстве порта Имеретинский в его современном месте расположения. Очевидно, что вопреки всем доводам, приведенным в том числе и на общественных слушаниях, а так же заключениям специалистов относительно выбора технологии строительства и предельно неудачного размещения порта, строительство объекта реализовано в полном объеме.

К слову, необходимо обратить внимание, что на всей территории черноморского побережья РСФСР, а теперь и России, территория Нижне-Имеретинской низменности единственный участок столь большой протяженности, где использован был такой тип берегозащиты, как поддержание естественной ширины пляжа по всей длине междуречья, а как элемент ограничивающий максимально возможное штормовое воздействие — пологая насыпная дамба из инертного материала. Подобный выбор обусловлен в первую очередь знанием о крайне чутко реагирующей на изменение параметров системе сдержек и противовесов, ответственной за состояние береговой черты.

Не исключено, что ключевым фактором при одобрении выбора места строительства порта, уже оказавшего неизгладимое влияние на процесс вдольберегового переноса твердого стока реки Мзымта, стало угождение коммерческим интересам застройщиков, связанное с постолимпийским наследием. Олимпийская деревня есть суть жилье аппартаментного типа, расположенное рядом с парковой зоной — дендрологическим памятником Южные культуры, успешную реализацию на рынке которой призвана гарантировать по задумке авторов проекта не только транспортная инфраструктура, но так же возможность размещения собственного морского транспорта в персонального марине, расположенной в шаговой доступности. Именно в нее предполагалось переоборудовать морской порт. Хотя у инженеров, занимающихся строительством портов, пристаней и прочих сложных гидротехнических сооружений типа берегозащиты на побережье Кавказа и Крыма были куда как более рациональные предложения по и по технологии и по расположению, но в таком случае ни о какой шаговой доступности не могло быть и речи — расстояние в несколько километров. Здравому смыслу восторжествовать не удалось. Во всяком случае в полном объеме, так как строительство второго морского порта, о котором сейчас принято не вспоминать, начато не было.

Тем не менее, сейчас твердый сток реки Мзымта способен стабилизировать состояние только непосредственно Мзымтинских каньонов — Западного и Восточного, а так же каньона Кальмар. Поступление аллювия в следующие каньоны, даже в каньон Новый — наиболее опасный и для самого порта, под вопросом.

Кстати, разрушение мола порта произошло аккурат в створе этого самого каньона, что так же отражено на схеме расположения каньонов.

Иными словами, мы имеем следующее — построенный грузовой порт Имеретинский полностью перекрыл вдольбереговой поток наносов и активизировал негативное воздействие на пляж каньона Новый и, возможно, каньона Константиновский. Это обусловило низовой размыв пляжа на участке от мыса Новый до мыса Константиновский. При этом на мысу Константиновский произошло разрушение бетонной опояски, защищавшей автодорогу. Для предотвращения дальнейшего размывов, в декабре две тысячи девятого года береговой откос был временно укреплен отсыпкой из крупного камня, а летом две тысячи десятого на мысу Константиновский было начато строительство первой очереди капитального берегоукрепления, предусмотренного схемой инженерной защиты Олимпийского парка.

Так же следует понимать, что объем завоза грунта для формирования пляжа в естественном порядке убывающем с каждым штормом и даже в режиме повседневного не штормового волнения не может быть сопоставим с объемом твердого стока, поставляемым рекой Мзымта, а так же даже чисто гипотетически покрыть дефицит расхода материала на невосполнимые потери в каньонах.

Если пренебречь рассуждениями о вдольбереговом переносе твердого стока, каньонах и прочих мешающих плотной застройке береговой черты недоразумениях применительно к Имеретинке, основные элементы берегозащитных сооружений на протяжении всей береговой черты от Азовского моря и до самой Абхазии строились исходя решения следующих задач, если утрированно: регулирование перемещения наносов, перераспределение и восстановление оных, снижение динамической силы водного потока, остановка или его рассеивание.

При этом олдскульные проектировщики учитывали возможность низового размыва конструкции, и как следствие разрушение, закладывая необходимые для избежание подобного непотребства характеристики. Понятно, что глубину заложения подошвы фундамента возможно следует назначать в зависимости от класса капи­тальности сооружения, но существует и здравый смысл, которым при строительстве руководствовались строители советские. Обычно, волноотбойная стена в окончании пляжа представляет из себя капитальное сооружение, заглубленное в корневую породу или грунт значительно, подчеркиваю — значительно ниже линии уреза воды. На метры. При этом, масса сооружения способна принимать удар волны, которая в районе Сочи может превышать сотню тонн на один квадратный метр поверхности.

А вот в рамках лота «Инженерная защита территории Имеретинской низменности», части берегоукрепление, была выбрана следующая конструкция, ростверк которого находится на значительной, значительной высоте от уреза воды. Закономерно и предсказуемо, штормовая волна осуществив плановый вдольбереговой перенос твердого стока в известном направлении, попутно заполняя остатками продвигающиеся вглубь территории каньоны, совершенно безнаказанно принялась осуществлять выборку песчанно-гравийной смеси из-под берегозащитного сооружения сквозь свайное основание, под ростверком.

Это привело к просадке и разрушению всей конструкции, без перспектив восстановления занедорого. Более того, любые аварийно-восстановительные работы будут проводится за неизвестно чей счет, так как объект не достроен, в ряд ли есть гарантия, да и масштаб опять же.
http://bednenkiy.livejournal.com/58422.html

26.03.2013 Лот «Инженерная защита территории Имеретинской низменности», берегоукрепление. Часть 2
http://bednenkiy.livejournal.com/57913.html
26.03.2013 Лот «Инженерная защита территории Имеретинской низменности», берегоукрепление и шторм.
http://bednenkiy.livejournal.com/57584.html

23.07.2012 Непотопляемый Ирбен
http://bednenkiy.livejournal.com/49230.html

23.07.2012 Как шторм смыл грузовой порт «Имеретинский» в Сочи
http://bednenkiy.livejournal.com/48488.html

03.07. 2012 «Базовый Элемент» Олега Дерипаски завершил строительство грузового порта «Имеретинский» в Сочи
http://bednenkiy.livejournal.com/48121.html

15.04.2012 Ежегодный сезонный подъем реки Мзымта в контексте современного строительства.
http://bednenkiy.livejournal.com/45232.html

14.11.2011 Déjà vu. Очередной сброс в реку Мзымта неустановленного пенообразователя.
http://bednenkiy.livejournal.com/38423.html

20.10.2011 Штормовое предупреждение.
http://bednenkiy.livejournal.com/36128.html

13.07.2011 Порт Сочи Имеретинский. Мол ржавый.
http://bednenkiy.livejournal.com/25753.html

01.04.2011 Строительство нового адлерского причала.
http://bednenkiy.livejournal.com/17869.html

13.02.2011 Шторм, февральский
http://bednenkiy.livejournal.com/15827.html

04.07.2010
Девственные дикие пляжи Нижне-Имеретинской бухты
http://bednenkiy.livejournal.com/7744.html

28.03.2010
Спутниковый снимок Адлерского района города Сочи в высоком разрешении.
Состояние города до начала строительства каких бы то ни было олимпийских сооружений, что само по себе уже представляет интерес. От Нижне-Имеретинской бухты до реки Хоста, от Форелевого хозяйства до портопункта Адлер.
http://bednenkiy.livejournal.com/2913.html

19.02.2010
Строящийся олимпийский порт вновь испытывает на себе силу зимнего черноморского шторма
http://bednenkiy.livejournal.com/1725.html

22.12.2009
Как смыло недостроенный порт
http://bednenkiy.livejournal.com/315.html

Фотоальбомы
http://fotki.yandex.ru/users/bednenkiy/

— — — —
История с Имеретинской низменностью очень напоминает историю строительства порта Рогервик
БАЛТІЙСКІЙ ПОРТЪ (Рогервикъ) находится на южн. берегу Финскаго залива, въ 48 вер. къ з. отъ г. Ревеля. Продолжительная замерзаемость Кронштадтскаго рейда и неумѣніе построить прочный молъ въ Ревелѣ, въ гавани котораго въ 1716 г. при штормѣ отъ с. погибли 2 корабля, побудили Петра І къ устройству въ Рогервикѣ военнаго и торговаго порта. Въ 1718 г. въ присутствіи Государя были произведены промѣры Рогервикскаго залива, обозначено на берегахъ направленіе мола и отыскана прѣсная вода.

Палдиски, исторические названия Рогервик, Балтийский порт
Об истории основания и развития города Палдиски (pdf)

Строительство береговых сооружений без научного обоснования и вопреки ему — настоящий вечный двигатель, только успевай на борьбу с морем испрашивать в казне новые деньги 🙂

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: