tut.by: Топ-10 провальных топливных проектов правительства

На каждый более менее успешный белорусский проект в нефтегазовом бизнесе приходятся четыре-пять неудачных. «Завтра твоей страны» составил топ-10 топливных проектов, закончившихся бесславным поражением правительства.

История краха самых крупных проектов
Создание совместной нефтегазовой компании «Славнефть», участие в программе ООН «Нефть в обмен на продовольствие» в Ираке, добыча нефти в Венесуэле, продажа «Белтрансгаза», растворительно-разбавительный бизнес. Эти сделки и схемы, хотя и с оговорками, но можно отнести в актив белорусских властей. Но на каждую из них приходится, по меньшей мере, четыре-пять проектов, в которых правительство понесло серьезные экономические и репутационные убытки.

1. «Кобрин — Велке Капушаны»

Построить новую магистраль газопровода «Кобрин — Велке Капушаны», пропускная способность которой должна была составить 60 млрд кубометров газа, планировалось в 2000-2003 годах. Это была своеобразная месть Украине за несговорчивость по транзиту российского газа. Для Беларуси реализация проекта позволила бы увеличить транзит на 30 млрд кубометров в год.

Кроме «Газпрома» соответствующий меморандум подписали недовольные необязательностью Киева «Газ де Франс», немецкие компании «Рургаз», «Винтерсхалл» и итальянская «Снам». Но украинцы пообещали исправиться, и про газопровод «Кобрин — Велке Капушаны» вскоре забыли.

2. Попытка национализации «Запад-Транснефтепродукта»

В 2002 году Высший Хозяйственный Суд Беларуси неожиданно отменил регистрацию российского предприятия «Транснефтепродукт». Этому дочернему предприятию «Транснефти» после дележа советского имущества достались несколько нефтепродуктопроводов, перекачивающих бензин и мазут для белорусских потребителей и на экспорт.

Непонятно, на что рассчитывал Минск, фактически дезавуируя Бишкекское соглашение – один из важнейших документов, регулирующих имущественные отношения между бывшими республиками СССР. Спор затянулся на два года, по его итогам право России на нефтепродуктопроводы было полностью восстановлено.

3. Интеграция нефтепроводов «Дружба» и «Адрия»
В 2002 году представители России, Беларуси, Украины, Хорватии, Венгрии и Словакии подписали соглашение об интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Его целью был транзит российской нефти по системе бывших советских нефтепроводов в глубоководный хорватский порт Омишаль, а оттуда танкерами в обход закрытого Босфорского пролива на мировой рынок.

Беларусь рассчитывала получить значительный рост объемов транзита, но из-за многочисленности участников и, как следствие, различий их интересов проект не состоялся.

4. Нефтяной тендер в Судане
В 2004 году «Белоруснефть» на пике двусторонних отношений с Суданом попыталась получить доступ к тамошней нефти.

Компания приняла участие в международном тендере по одному из перспективных участков в нефтегазовом блоке № 15 на шельфе Красного моря.

В торгах белорусы, не получив бонусы от суданских властей, проиграли конкуренту из Саудовской Аравии.

5. Освоение месторождения Джуфейр в Иране
В 2007 году белорусы сделали очередную попытку добычи нефти за рубежом. «Белоруснефть» получила в разработку месторождение Джуфейр, подписав с Национальной иранской нефтяной компанией контрактное соглашение на 500 млн долларов.

В 2011 году, не объявив о причинах, «Белоруснефть» вышла из проекта. По сообщениям иранских СМИ, причинами стали разногласия сторон, касающиеся методов и технологий ведения работ, а также денежной компенсации иранской стороне за использование Беларусью ее месторождения. По одной из версий, белорусы добывали меньше, чем обязались по контракту.

6. Прокачка ливийской нефти через Латвию
В 2007 году на фоне очередного обострения топливных отношений с Россией возникла идея реверсивного использования трубопровода «Сургут – Унеча – Полоцк – Вентспилс» для доставки нефти на новополоцкий «Нафтан». В частности, рассматривался вариант закупки сырья в Ливии и поставки в Беларусь не менее 10 млн тонн нефти.

Дальше идеи дело не пошло.

7. Добыча и переработка горючих сланцев
Этот проект, наверное, еще более авантюрный, чем предыдущий. Но, несмотря на неизвестность инвестора (Polar Stars Group из Люксембурга), которому отдали на откуп месторождение, он просуществовал в течение 2008-2011 годов.

Планировалось, что в Беларуси будут построены рудники и горно-обогатительные комбинаты мощностью по переработке сланцев 5 млн тонн в год. Кроме того, должны были быть возведены электростанции на 500 МВт и энерготехнологический комплекс по глубокой переработке сланцев, в том числе в моторное топливо.

Только в 2011 году белорусское правительство приняло решение расторгнуть инвестиционный договор с несостоятельным партнером.

8. Поставки нефти из Венесуэлы

На протяжении 2010-2011 годов, импортируя нефть из Венесуэлы, белорусские власти пытались убедить Москву, что найдена альтернатива российскому сырью.

Идея возникла как реакция на введение Россией экспортных пошлин на нефть. В 2010 году Белорусская нефтяная компания и венесуэльская PDVSA заключили рамочное соглашение на поставку 30 млн тонн нефти в 2011-2013 годах: по 10 млн тонн ежегодно. С мая 2010 года были организованы караваны танкеров (по 2-3 в месяц) в Одессу (Украина), Мууге (Эстония) и Клайпеду (Литва), откуда по железной дороге нефть доставлялась на белорусские НПЗ.

В 2011 году в дополнение была организована прокачка нефти в аверсном режиме по нефтепроводу «Одесса — Броды». При этом венесуэльская нефть в рамках трехсторонних договоренностей была заменена азербайджанской. Беларусь гарантировала Украине прокачку в течение 2011-2012 годов по 4 млн тонн нефти в год, а в перспективе обещала и 8 млн тонн.

Но поток практически иссяк уже в 2011 году. Экономическая целесообразность этого проекта изначально выглядела сомнительной. Россия, стремясь втянуть Беларусь в ЕЭП, отменила дискриминационную пошлину и возобновила поставки нефти на белорусские НПЗ.

Правда, как были урегулированы вопросы по соглашению с венесуэльцами, у которых Беларусь обязывалась покупать определенные объемы нефти, а также с украинцами, которым обещали определенные объемы транзита, неизвестно.

9. Терминал сжиженного природного газа

Этот проект белорусы планировали реализовать в 2010-2011 годах вместе с литовцами. Он должен был стать весомым аргументом в спорах с «Газпромом».

Катарский, нигерийский или другой сжиженный газ, который по видению белорусских чиновников должен был поступать на совместный терминал на Балтике, там бы разжижался и потом по системе газопроводов отправлялся в Беларусь. Однако план провалился, построить терминал не удалось. В результате пришлось продавать «Белтрансгаз», чтобы получить скидку от «Газпрома».

10. Третий НПЗ

В 2012 году Новополоцкий завод белково-витаминных концентратов был передан как имущественный комплекс частному белорусскому нефтетрейдеру «Интерсервис». Одним из условий сделки с государством стало обязательство «Интерсервиса», который называли одним из участников растворительно-разбавительного бизнеса, построить третий нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Беларуси. В 2012 году было зарегистрировано ОАО «Новополоцкий НПЗ».

Но с исчезновением растворительно-разбавительной схемы пропал интерес и к третьему НПЗ. Сейчас ОАО «Новополоцкий НПЗ» перепрофилировался на выпуск строительных металлоконструкций.

Подозрительное поручение Путина
Не исключено, что список провальных топливных проектов пополнит газопровод «Ямал — Европа-2». Напомним, что к строительству второй нитки «Ямал — Европа», от которой отказались из-за запуска Nord Stream и South Stream, «Газпрому» поручил вернуться президент России Владимир Путин. Но и официальный Минск еще несколько лет тому назад выражал заинтересованность в этом проекте. Планируется, что его реализация позволит «Газпрому» увеличить мощности по прокачке газа в направлении Польши, Словакии и Венгрии с нынешних 33 млрд кубометров до 48 млрд кубометров в год.

Вторая нитка изначально входила в расширенный проект строительства газопровода «Ямал — Европа». Его первая очередь была сдана в 1999 году, на полную мощность он заработал в 2006 году. Что касается второй очереди, то планировалось начать ее строительство в 2001 году, но в 2004 году Москва приняла решение заморозить проект. В конце 2000-х годов начали внедряться альтернативные направления доставки российского газа европейским потребителям Nord Stream и South Stream, которые, казалось, навсегда похоронили планы строительства второй очереди «Ямал — Европа».

Тем неожиданней и подозрительней выглядит его реанимация.

Возникает множество вопросов, на которые пока не получено ответов.

Первый из них связан с «актуальностью» темы: предложение Путина по второй нитке возникло на фоне очередного витка напряженности в отношениях Киева и Москвы и может быть только одним из традиционных средств давления Кремля на соседей.

Договорится ли Кремль с Брюсселем?
Второй комплекс вопросов нужно адресовать европейским политикам: без одобрения Брюсселя ни Польша, ни другие члены Евросоюза, которых он касается, никогда не одобрят проект. И нужно учитывать, что Брюссель в последние годы активно борется с возрастающим влиянием «Газпрома» в топливном секторе европейской экономики, расценивая поставки газа в том числе и как один из инструментов кремлевской политики в Европе.

Третий очевидный вопрос – экономическая эффективность проекта. Построить вторую линию «Ямал-Европа» планируется к 2018-2019 году после запуска South Stream. Транзитные мощности «Газпрома» уже сейчас превышают объемы контрактов на поставки газа до этого периода. Не говоря об экономической целесообразности новой ветки для самого «Газпрома», «Ямал — Европа-2» вряд ли одобрят участники Nord Stream и South Stream, для которых он – конкурент в распределении транзитных потоков.

Четвертый вопрос происходит из того, что доходность продаж российского газа в Европе падает в последние годы. Практически все крупнейшие потребители «Газпрома» за два последних года добились пересмотра условий долгосрочных контрактов в сторону понижения цен. Со своей стороны Евросоюз постоянно поощряет конкуренцию со стороны альтернативных поставщиков трубопроводного газа, также из года в год растут поставки сжиженного газа из Катара, Нигерии. Нельзя не учитывать и планы некоторых европейских государств и компаний в добыче сланцевого газа.

http://news.tut.by/economics/343302.html

Комментарии в статье
— Провальных проектов не бывает! Отрицательный результат — тоже результат. На фоне поставок венесуэльской нефти Россия пошла навстречу по нефтяному балансу и ценам!!!

— Когда определённые органы проверяют отдельные сделки на госпредприятих, то отрицательные результаты по ним выливаются в уголовные дела. Риски возможны только в частном бизнесе.

— в реальном мире бизнеса планы и проекты реализутся хорошо если каждый десятый, ибо только убедивщись в абсолютной выгоде проекта, люди будут вкладывать в него деньги. Но даже при таком подходе проекты иногда не приносят запланированых прибылей, а иногда вылетают в трубу. Везде, во всем мире.

— В приведенном списке нет ни одного реального проекта, только планы, большинство из которых не пошли дальше обсуждения специалистами, и вот почему: 1)Кобрин — Велке Капушаны — планировалась не как «магистраль», а как перемычка между распределительной сетью Польши и магистральным газопроводом Торжок-Минск-Ивацевичи, таких перемычек со времен союза существовало две (карта на сайте Белтрансгаза), но они сравнительно небольшого диаметра, поэтому пропускная способность очень низкая. В тот момент Газпром хотел поставить Украину на место, это был один из рычагов давления, Ямал-Европа работал тогда по минимому, а Украина шантажировала Газпром перекрытием вентиля. Спор удалось решить, на перемычку не оформили даж проект. Какое отношение к этому имеет правительство РБ? Даже при его возможном строительстве транзит через Беларусь возрастал примерно на 1%.
2) Запад Транснефтепродукт на 2013 год чуствует себя великолепно. При этом является ЧПУПом.
3) Дальше говорильни на уровне правительств не пошло. Гомель Транснефть Дружба работат практически с полной загрузкой, дальнейшее увеличение прокачки только строительством лупингов (паралельных нефтепроводов), очень дорого. 4) Проигрыш тендера — провал века. 5)Экономически не выгодно, только только окупает саму себя. 6)Технические проблемы с линейной часть нефтепровода, дальше обсуждения специалистов не пошло. 7)Тут не знаю, ни имел к этому отношения. Но сам факт наличия инвесторов, и расторжения договора до начала работ как бы намекает нам, что траты государства на него минимальны. 8)Экономически выгодно при повышенных пошлинах России на нефть, после снижения пошлин — нефть стало выгодно продавать прямо в Венесуэле. 9) Проблемы с экономикой, ТЭО показало, что такой газ будет дороже, чем газпромовский, даже по европейским ценам. 10)Государство продало умершее предприятие, с огромными долгами и отсутствием перспектив частному инвестору под определенные обязательства, дальнейшая судьба данного объекта промышленности и выполнение обязательств — частное дело инвестора. Тем более, если сроки выполнения проекта ну никак не 2013 год. Вторая ветка Ямала перспективна только при наличии рынка сбыта нового объема газа в Европе, о её строительстве будут решать Москва и Германия, Беларусь здесь статист, но при положительном решении это принесет определенную выгоду.

— Статья бред. Ожидал увидеть тут провалившиеся проекты, как следует из названия, собственно, а увидел список нереализованных планов. Какие провалы? Была идея, просчитали, признали невыгодной, отказались Это провал? А восьмой и девятый пункт однозначно в плюс. Без этих проектов мы бы однозначно не имели сегодняшних условий ни по нефти, ни по газу.

— Восьмой пункт,венесуэльская нефть показал неспособность Беларуси осуществлять глобальные проекты ,как экономически,безденежье так и технически,громогласно объявлено о приёме в 2010 году 4 млн тонн ,получено менее полутора,объявлено о существенном увеличении выхода светлых нефтепродуктов на НПЗ ,но наладить раздельную переработку не смогли.России было выгодно наблюдать на тщетные потуги наладить альтернативные поставки,более того российские компании Северсталь,Лукойл,структуры Абрамовича,РЖД даже помогали в этом проекте.Россия могла бы чисто технически,без всяких экономических санкций прекратить этот проект в зародыше.В сухом остатке убыток от проекта ,потеря части нефтяного транзита по своей территории и ещё большая зависимость от российского сырья.

— ещё один провальный проект,попытка добычи нефти в России.Это как своё время выделили российские власти месторождение Лигинское в НАО,под это дело была создана Белорусско-Ненецкая нефтяная компания,которая благополучно обанкротилась,так как белорусская сторона не обеспечила финансирование геолразведки и бурения…Ну и первый по потере денег на ровном месте-это своп венесуэльской нефти с Азербайджаном.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: