Forbes.ru: Путь Тимченко: от мастера цеха до миллиардера


1952 год — родился 
в Ленинакане (Армянская ССР)

1959 год — отец Тимченко, военный, увозит семью в ГДР, через шесть лет — возвращаются в СССР

1970 год — поступает в Ленинградский военно-механический институт, специальность «инженер-электромеханик» (в институте познакомился с Владимиром Якуниным и Сергеем Нарышкиным)

1976 год — мастер цеха на Ижорском заводе под Ленинградом

1982 год — старший инженер в Управлении уполномоченного министерства внешней торговли по Ленинграду. Здесь Тимченко знакомится с будущими партнерами по «Кинэксу» Евгением Маловым и Андреем Катковым

1988 год — заместитель гендиректора «Кинэкса» (фирма учреждена Киришским НПЗ для экспорта его нефтехимической продукции), с этого момента Тимченко становится трейдером

1991 год — переезжает в Финляндию, работает заместителем гендиректора трейдера Urals Finland Oy

1994 год — партнеры по «Кинэксу» выкупают Urals Finland, компания переименовывается 
в IPP Oy

1994-1995 годы — приватизация «Сургутнефтегаза», Киришского НПЗ и «Кинэкса» (его совладельцами в равных долях стали в итоге Катков, Малов, Тимченко и Смирнов)

1997 год — 
создание Gunvor Energy (BVI), в числе ее бенефициаров — Тимченко, Катков, Малов, Луукас и Торнквист

1998 год — создание клуба дзюдо «Явара-Нева», «Кинэкс» стал совладельцем банка «Россия»

1999 год — Тимченко получает гражданство Финляндии, а «Кинэкс» начинает торговать нефтью «Сургутнефтегаза», поставки идут через Gunvor

2000-е — бизнес Gunvor успешно рос с начала 2000-х годов, утверждает компания. Крупнейшим клиентом трейдера поначалу оставался «Сургутнефтегаз», но компания торговала продукцией и других российских нефтяников, включая «Роснефть», «Газпром нефть» И ТНК-BP

2001 год — Тимченко переезжает в Швейцарию. В 2002 году учреждена Gunvor International, в число ее владельцев Катков и Малов уже не входят
2003 год — развод партнеров по «Кинэксу», начало дела ЮКОСа, создание железнодорожного оператора «Трансойл»

2004 год — «Роснефть» получает крупнейшую добывающую «дочку» ЮКОСа «Юганск-
нефтегаз», а следом и другие активы банкрота

2007 год — Gunvor объявляет себя третьим нефтетрейдером в мире (оборот — $43 млрд, продажи российской нефти и нефтепродуктов — свыше 83 млн т, это примерно треть морского экспорта из страны)

2008 год — Тимченко начинает скупать акции «Новатэка», приобретает акции «Стройтрансгаза»

2009 год — инвестирует в строящиеся терминалы в Усть-Луге и Новороссийске, акции «Ямал СПГ» (оператор гигантского Южно-Тамбейского месторождения)

2011 год — покупает акции «Сибура», «Колмара» и компании «Русское море»; оборот Gunvor — $87 млрд, прибыль — $300–400 млн, перевалка — 122 млн т

2012 год — состояние Тимченко, по оценке Forbes, $9,1 млрд, 12-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России
http://www.forbes.ru/sobytiya/lyudi/182561-put-timchenko-ot-mastera-tseha-do-milliardera

«Друг Путина» миллиардер Геннадий Тимченко создает строительный мегахолдинг

Как стало известно Forbes, бизнесмен Геннадий Тимченко (№12 в списке богатейших россиян, оценка капитала — $9,1 млрд), сделавший состояние на торговле российской нефтью, создает строительную группу, которая станет одним из крупнейших игроков в отрасли. О планах объединить все свои активы, занятые в инфраструктурных проектах, Тимченко рассказал в интервью Forbes (интервью — читайте в ноябрьском номере журнала).

Прежде главным активом Тимченко был основанный им нефтетрейдер Gunvor. С начала 2000-х годов этой компании удалось стать одним из крупнейших продавцов российской нефти (по данным Reuters, до недавних пор на долю Gunvor приходилось около 40% рынка). Но с 2008 года коллекция Тимченко пополнилась целым рядом новых активов, включая акции компании «Стройтрансгаз» (около 80%), крупного строительного подрядчика «Газпрома». Правда, к моменту покупки доля «газовых контрактов» в выручке «Стройтрансгаза» не превышала 20%, а к 2010 году и вовсе упала до нуля. Теперь большую часть доходов компания зарабатывает в российской электроэнергетике и на выполнении зарубежных контрактов.

С конца 2011 года Тимченко стал скупать строительные компании. Он приобрел 25% акций группы АРКС. Эта компания занимается инфраструктурным строительством в Москве и Подмосковье; в числе ее объектов — Лефортовский тоннель на Третьем транспортном кольце столицы. В 2011 году выручка группы превысила 24 млрд рублей.

В этом году структуры Тимченко купили 25% УСК «Мост» — головной компании группы «Мост» с выручкой около 70 млрд рублей. Группа строит железнодорожные пути, автомобильные дороги, метро, мосты и тоннели; самый известный объект — мост на остров Русский во Владивостоке. «Мост» до последнего времени контролировали Владимир Костылев и Евгений Сур (подробнее о них и бизнесе читайте в расследовании Forbes «Миллиард в конце тоннеля»).

На очереди — 30% группы «Аргус» (сделка пока не закрыта), которая поставляет строительное оборудование и технику, а также участвует в строительстве трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Выручка только головной компании группы — ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» (недавно сменила название на ЗАО «Стройтрансгаз») — превышает 20 млрд рублей. У «Аргуса» есть контракты с «Газпромом»: это приобретение, по словам Тимченко, сделано для увеличения доли газового строительства в портфеле.

Следующий актив на покупку — акции «Энергостройинвест-холдинга», принадлежащего совладельцам Evraz Group Александру Абрамову и Александру Фролову. Компания строит электростанции, сети и другие энергетические объекты; выручка — более 27 млрд рублей. Представитель Тимченко сообщил, что переговоры продолжаются.

«Мне всегда нравились инфраструктурные компании, — объясняет покупки Тимченко. — Я захожу в компании, которые занимаются сегодня строительством трубопроводов, автомобильных дорог и железнодорожных путей, мостов, тоннелей. Теперь моя идея заключается в том, чтобы из этих активов создать одну из крупнейших строительных групп».

По словам бизнесмена, группа создается на базе «Стройтрансгаза», потому что это серьезный и известный, в том числе за рубежом, бренд. Изначально планировалось, что «Стройтрансгаз» получит доли Тимченко в других строительных активах в обмен на дополнительные акции. Но в итоге допэмиссия была оплачена деньгами. Миллиардер говорит, что его доли в компаниях будут консолидированы на отдельной структуре, какой — пока непонятно; «Стройтрансгаз», видимо, станет «зонтичным брендом». По словам представителя Тимченко, окончательная структура группы пока не оформлена, обсуждаются различные варианты.

Что известно точно — Тимченко не собирается ограничиваться блокирующими пакетами в строительных активах. «У нас везде есть опционы, наша доля будет больше», — говорит он.

Сотрудники нескольких строительных компаний рассказывали Forbes, что сделки Тимченко по покупке блокпакетов были безденежными. По их версии, эти активы влиятельный бизнесмен получил в обмен на гарантии обеспечить купленные компании госконтрактами. К примеру, группа АРКС за последний год выиграла три крупных дорожных подряда в Москве на сумму более 37 млрд рублей. Тимченко отрицает подобные договоренности: «Все сделки были рыночными. За все активы деньги уплачены или сразу, или в рассрочку».

По расчетам Forbes, совокупная выручка компаний группы (с учетом «Энергостройинвест-холдинга») составляет около 200 млрд рублей. Это будет третий по размеру игрок в строительной отрасли после «Стройгазконсалтинга» Зияда Манасира (333 млрд рублей) и «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга (245 млрд рублей). Кроме того, холдинг Тимченко — один из крупнейших государственных подрядчиков. По оценке Forbes, за четыре последних года строительные компании миллиардера получили контракты на сумму более 230 млрд рублей (у Ротенберга и здесь преимущество — 889 млрд рублей).

Тимченко неоднократно обвиняли в том, что быстрый рост его бизнеса в 2000-х обусловлен давним знакомством с президентом Владимиром Путиным. Миллиардер называет такие обвинения враньем и не собирается отказываться от государственных контрактов. «Вы хотите, чтобы мы не участвовали в конкурсах, потому что это государственные деньги? Почему-то у прессы и критиков возникает сомнение, что мы честно отработаем. — говорит Тимченко. — И кто тогда будет строить? У нас профессиональные компании, они работают эффективно и для государства, и для акционеров».
http://www.forbes.ru/sobytiya/lyudi/162503-drug-putina-milliarder-gennadii-timchenko-sozdaet-stroitelnyi-megaholding

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: