ТНК-ВР: то что доктор прописал

20.04.2012
По инициативе главы Минприроды Юрия Трутнева Росприроднадзор начнет судебное разбирательство с ТНК-ВР, которую обвиняют в невыполнении экологического законодательства в ХМАО. К критике вчера подключился и министр энергетики Сергей Шматко, упрекнувший компанию в том, что она платит высокие дивиденды, но мало средств выделяет на модернизацию трубопроводов. Премьер-министр Владимир Путин попросил чиновников разобраться, но действовать «в рамках закона».

Министерство природных ресурсов поручило Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору) подать иск к ТНК-ВР в связи с загрязнением окружающей среды, сообщил вчера глава министерства Юрий Трутнев, передает информагентство РБК.

Выступая на заседании президиума правительства, министр доложил о результатах проверки в Ханты-Мансийском АО, где, по его словам, происходят регулярные разливы нефти и нефтепродуктов — 300—500 тыс. т ежегодно. В первую очередь была проанализирована деятельность ТНК-ВР, поскольку на долю этой компании приходится максимальное количество загрязненных земель — 2,2 тыс. га. Проверялось Самотлорское месторождение. В течение прошлого года на компанию пришлось 784 зафиксированных аварии, сопровождавшихся разливом нефти, то есть более двух аварий ежедневно, сказал министр. У других компаний, таких как «Сургутнефтегаз» или «Башнефть», число аварий подобного типа составляет в среднем 22—28 ежегодно.

Причина разливов — плохое состояние трубопроводного хозяйства. Те средства, которые ТНК-ВР инвестирует в замену трубопроводов, позволяют обновлять их раз в 22 года при амортизационном сроке 12 лет. Министр также считает, что компания попыталась избежать госконтроля над ее деятельностью, когда проводила перерегистрацию пяти своих «дочек» в новые юрлица. Этот факт он попросил проверить Генпрокуратуру.

«Деньги на модернизацию у них (ТНК-ВР. — РБК daily) точно есть», — поддержал коллегу министр энергетики Сергей Шматко. Он напомнил, что дивидендная политика российско-британской компании разительно отличается от других компаний. Так, по его словам, практически всю чистую прибыль за прошлый год, то есть почти 8 млрд долл., ТНК-ВР направила на выплаты акционерам.
Премьер-министр Владимир Путин, присутствовавший на заседании, поручил разобраться с этой ситуацией. «Пожалуйста, действуйте в соответствии с законом, надо с менеджерами и акционерами компании встречаться и договариваться», — сказал он.

ТНК-ВР своей вины не признает. Компания заявляет, что планово реализует на территории ХМАО комплексную программу обеспечения целостности и модернизации трубопроводной инфраструктуры, а также программу рекультивации земель исторического наследия, загрязненных в советское время, когда добыча велась без учета экологических факторов. Все вновь вводимые объекты полностью соответствуют самым высоким стандартам промышленной и экологической безопасности, утверждает компания. Ее представитель пояснил, что количество прорывов трубопроводов (всего их у ТНК-ВР 23 тыс. км) в 2010 году составило 1315, в 2011 году — 1186. Объем разлитой нефти, нефтепродуктов в результате аварий составил соответственно 181,83 т и 75,27 т.

Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук отмечает, что это гораздо ниже, чем, например, у «Роснефти» с ее 54 тыс. км трубопроводов. У нее в 2010 году количество прорывов — 12385, объем разлитой нефти — 3,7 тыс. т, указано в годовом отчете компании (другие нефтяники таких данных не публикуют). «Нарушители вряд ли понесут серьезное наказание. ТНК-ВР отделается небольшим штрафом. Я сомневаюсь, что правительство будет каким-то образом мешать их деятельности. Более существенный износ трубопроводов у «Газпрома» и «Транснефти», — отмечает он.

Впрочем, у ТНК-ВР всегда были сложные отношения с Минприроды. Достаточно вспомнить многочисленные обвинения в невыполнении лицензионных требований и угрозу отзыва лицензии на Ковыктинское месторождение. В прошлом году Ковыкту получил «Газпром». Характер исков может быть разный. Если речь идет о возмещении нанесенного государству ущерба (а это привлечение нарушителя к гражданско-правовой ответственности), то иск должно подавать Минприроды, отмечает старший юрист Tenzor Consulting Group Игорь Фоминов. Но в случае с ТНК-ВР предъявление иска Росприроднадзором следует рассматривать как начало кампании по привлечению ее самой и ее менеджмента к административной или уголовной ответственности (санкции от штрафов в 300 тыс. руб. до запрета заниматься определенной деятельностью до трех лет, а также исправительные работы до двух лет), поскольку именно эти вопросы входят в компетенцию Росприроднадзора. Юрист также указывает на сложность доказывания и юридического обоснования в судах конкретных нарушений, а также подсчета нанесенного государству ущерба.
Обыкновенные акции ТНК-ВР на ММВБ-РТС вчера подешевели на 4,52%, до 90,70 руб. (в течение дня опускались до 88,03 руб.). Индекс ММВБ вырос на 1,76%.
http://www.rbcdaily.ru/2012/04/20/tek/562949983620396

29.03.2011
Стокгольмский суд приостановил сделку века по созданию консорциума между BP и Роснефтью. Причем действовал он в интересах российских бизнесменов — Михаила Фридмана и Виктора Вексельберга. Как лояльные миллиардеры могли пойти против сделки, одобренной российскими властями и курируемой лично Игорем Сечиным?

19.04.2012
Владимир Путин поддержал министра природных ресурсов и экологии Юрия Трутнева в его экологической кампании против ТНК-BP. А министр энергетики Сергей Шматко уже нашел деньги на замену протекающих трубопроводов, обратив внимание правительства на размер дивидендов компании.

До начала заседания президиума правительства премьер внезапно попросил Трутнева отчитаться об итогах командировки в Ханты-Мансийск.

— Юрий Петрович, вы ездили в Ханты-Мансийский округ с проверкой. Что там происходит? Какие там проблемы? — начал Путин.

— По данным мониторинга Росгидромета по бассейнам рек Обь и Енисей в Северный Ледовитый океан попадает значительное количество нефтепродуктов, — доложил министр.

— Нефтепродуктов? — удивился премьер.

— Нефтепродуктов, — подтвердил Трутнев. — От 300 тыс. до 500 тыс. т ежегодно.

Для пущей убедительности министр даже привез фотографии с места событий и передал премьеру.

Источником загрязнения, по словами Трутнева, является одна компания — ТНК-BP.

По данным Росприроднадзора, наибольшее количество загрязненных земель (2,2 тыс. га) приходится на ее долю. Трутнев заявил, что в прошлом году на нефтепромыслах ТНК-BP произошло 784 аварии, сопровождающиеся разливом. У компании, по его мнению, ветхие трубы. И если она продолжит вкладывать столько же средств в их замену, то обновит сети лишь через 22 года.

Ханты-Мансийский автономный округ является основным нефтегазоносным районом России, в котором работают крупнейшие нефтяные компании: «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и ТНК-ВР. Однако неудовольствие министра вызвала только ТНК-ВР, которой глава ведомства дал месяц на ликвидацию загрязнений и замену труб.

— Нельзя сказать, что нельзя работать по-другому. На нефтепромыслах «Сургутнефтегаза», «Лукойла» количество аварий не превышает 20–28 в год. У «Башнефти» вообще ноль, — продолжал критиковать министр.

Чиновник уже поручил Росприроднадзору подготовить иск о возмещении ущерба и предложил компании подготовить план замены трубного хозяйства. В том, что на модернизацию есть деньги, Трутнев не сомневается. Министр энергетики Сергей Шматко тоже нашел в кошельке компании лишние средства.

— Надо сказать, что дивидендная политика этой компании разительно отличается от дивидендной политики других компаний как частных, так и государственных, — отметил Шматко. — Я хотел бы просто несколько цифр привести. По итогам 2011 года практически всю полученную прибыль владельцы компании выплачивают в виде дивидендов. Это почти $8 млрд. Средства на то, чтобы сформировать программу по модернизации, точно есть.

Премьер проблемой проникся и дал добро на иск и серьезный разговор с акционерами ТНК-BP. Компанией на паритетных началах владеют британская BP и российский консорциум ААР («Альфа», «Аксесс/Ренова»).

— Пожалуйста, действуйте в соответствии с законом, — предупредил Путин.

Эксперт ИК «Баррель» Анна Анненкова отмечает, что ТНК-ВР не первый раз подвергается нападкам со стороны исполнительных органов власти. «Компания в определенном смысле «неудобна», поскольку большую часть средств выводит за рубеж. К тому же, ТНК-BP не имеет административного ресурса, в отличие от той же «Роснефти», которую защищает Игорь Сечин», — говорит она.

По данным эксперта, ТНК-BP планирует потратить около $40 млн на борьбу с загрязнением окружающей среды. Возможно, «отчитывая» ТНК-ВР, правительство хочет дать понять и «своим» компаниям, что пора обратить внимание на экологию.

— Я бы не стал все сводить к политике: проверки компаний проводятся регулярно, и той же «Роснефти» также предъявлялись претензии за работу на Сахалине, — говорит начальник аналитического отдела «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

По его мнению, компании грозит предписание об устранении последствий аварий, возможно, штрафы, теоретически, даже лишение лицензии.

В ТНК-ВР говорят, что компания реализует на территории ХМАО комплексную программу модернизации инфраструктуры, а также программу рекультивации земель, загрязненных в советское время, когда добыча строилась без учета экологических факторов.

За последние три года ТНК-ВР направила на реализацию экологических программ около $2,1 млрд, в том числе $285 млн по Самотлорскому месторождению в ХМАО.
http://www.izvestia.ru/news/522534

19.04.2012
Кого, например, из узников столичных многоэтажек может поразить тема нефтяного лобби в региональной власти? Но если правильно эту тему препарировать, то и реакция не заставит себя долго ждать. Тщательнее надо. Накануне министр Трутнев, чьи перспективы в правительстве после 8 мая еще не ясны, впервые с 2003 за долгое время выпорол менеджмент частной нефтяной компании, а именно ТНК-BP. Во время визита в Ханты-Мансийск Трутнев облетел знаменитый Самотлор и решил, что альфа-британцам пора заняться экологией нефтедобычи, иначе и доктора, как говорится, можно прислать. Уровень критики при достаточно комфортных отношениях Альфа-групп с властью совсем неслабый. Как принято было говорить три-четыре года назад — «это сигнал».

У всех сразу возник вопрос — с чего это вдруг ТНК-BP может ощущить на себе весь гнев государственной машины? Своего рода африканский подход к добыче ресурсов для нашей страны и ее корпоративных флагманов не в новинку, и так будет, похоже, еще очень и очень долго. Подоплека у всей это истории оказалась совершенно замечательная.

Есть такой человек Олег Чемезов (к однофамильцу из Ростехнологий отношения не имеет). Сделал успешную карьеру чиновника на севере, где от врача дорос до главы ОФМС всего региона. Потом Чемезов из бесперспективной темы здравоохранения стал перестраиваться на правильные углеводородные рельсы. Цены на сырье росли, чиновник из замглавы правительства ХМАО стал первым замом Собянина в Тюменской области, где будущий мэр Москвы тогда губернаторствовал. В 2005 Чемезов получил пост вице-президента «ТНК-BP Менеджент» и стал отвечать за всю нефтедобычу в Западной Сибири. Успех. И судя по всему, наезд Трутнева на нефтяников вызван деятельностью именно этого персонажа.

Несмотря на теплую и высокооплачиваемую должность топ-менеджера российско-британского сырьевого гиганта, Чемезов политику не бросил и все эти годы работал на два фронта. Он пошел по проторенной еще в начале 90х дорожке и выстроил под себя аж два региональных отделения партии ЛДПР: в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе. В финансовой отчетности это, видимо, спрятано за таинственным пуктом «GR активность». Свои депутаты в ключевых регионах нефтедобычи — дело годное, но Чемезов перестарался со своим политическим ресурсом. По каким-то причинам в Москве этой ситуации не обрадовались и стали на Чемезова давить, предлагая снизить либерально-демократические обороты на местном уровне. Он отказался. Вчерашнее выступление Трутнева, напомнившее историю «Путин versus Мечел», стало еще одним витком столкновения, которое раскрашено в удобоваримые тона разлива нефти и напряженной экологической ситуации.
http://politrash-ru.livejournal.com/80540.html

19 апреля
Стенограмма начала заседания:
Юрий Петрович (обращаясь к Ю.П.Трутневу), вы ездили в Ханты-Мансийский округ с проверкой. Что там происходит? Какие там проблемы?
Ю.П.Трутнев: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! По данным мониторинга Росгидромета по бассейнам рек Обь и Енисей в Северный Ледовитый океан попадает значительное количество нефтепродуктов. Это количество снижается…
В.В.Путин: Нефтепродуктов?
Ю.П.Трутнев: Нефтепродуктов.
В.В.Путин: А откуда?
Ю.П.Трутнев: Прежде всего сырая нефть, плёнка на водных объектах. Количество – от 300 до 500 тыс. т ежегодно.
В.В.Путин: До 300 тыс. т?
Ю.П.Трутнев: До 500 тыс. т.
В.В.Путин: В какой период?
Ю.П.Трутнев: В год.
В.В.Путин: А источник-то? Что это?
Ю.П.Трутнев: Вот ровно для того, чтобы разобраться с источником, была совершена командировка с рядом специалистов. Мы проанализировали прежде всего деятельность компании ТНК-ВР, поскольку по данным Росприроднадзора наибольшее количество загрязнённых земель (2,2 тыс. га) приходится на их долю. Необходимо сказать, что в течение прошлого года на нефтепромыслах ТНК-ВР было 784 аварии, сопровождающихся разливом нефти. Более двух аварий ежедневно! Основная причина – это плохое, ветхое состояние трубопроводного хозяйства. При этом те средства, которые ТНК-ВР инвестирует в замену трубопроводов, позволяет обновить их за 22 года при амортизационном сроке 12 лет, то есть практически такими темпами состояние трубопроводного хозяйства не улучшается, а ухудшается. При этом нельзя сказать, что нельзя работать по-другому. Скажем, на промыслах «Сургута», «Лукойла», «Башнефти» количество аварий не превышает 20, максимум 28 в год. У «Башнефти» вообще ноль аварий. Я поручил Росприроднадзору подготовить иск о возмещении ущерба и предложил компании подготовить план замены трубопроводного хозяйства. У них вполне достаточно финансовых ресурсов, для того чтобы увеличить инвестируемые средства втрое и за пять-семь лет просто привести хозяйство в порядок.
В.В.Путин: Сергей Иванович (обращаясь к С.И.Шматко), что там происходит? Почему такая разница?
Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, вот фотографии, хотел передать, как это выглядит всё на месте.
С.И.Шматко: Владимир Владимирович, эту тему мы всегда обсуждали вместе с компанией ТНК-BP. Надо сказать, что дивидендная политика этой компании разительно отличается от дивидендной политики наших других компаний – как частных, так и государственных. Я хотел, может быть, просто несколько цифр привести, что по итогам 2011 года практически всю заработанную прибыль владельцы компании выплачивают в виде дивидендов – это почти 8 млрд долларов.
В.В.Путин: 8 млрд долларов?
С.И.Шматко: Долларов, да. Поэтому, видимо, то, что Юрий Петрович (Ю.П.Трутнев) сказал о недостатке средств… Наличие источников для того, чтобы сформировать и реализовать эту программу по модернизации трубопроводов, – они точно есть.
В.В.Путин: Пожалуйста, действуйте в соответствии с законом. Нужно с менеджментом и акционерами компании встречаться и договариваться, применяя все инструменты, предусмотренные действующим законодательством.
http://premier.gov.ru/events/news/18713/

12.04.2012
Совладелец и председатель Наблюдательного совета консорциума «Альфа-групп» Михаил Фридман в передаче Ксении Собчак «Собчак живьем» на телеканале «Дождь» рассказал о своем отношении к делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и последней встрече с ним перед арестом. Миллиардер также прокомментировал увольнение директора по контролю за управлением активами «Альфа-групп» Владимира Ашуркова, поддерживающего оппозиционера Алексея Навального. Фридман заверил, что не действовал по звонку из Кремля, а, исходя из своих принципов, просто поставил своего подчиненного перед выбором — бизнес или политика, так как в России заниматься политикой бизнесмену «не вполне приемлемо».

Фридман фактически уклонился от ответа на вопрос телезрителя о его отношении к приговору Ходорковскому. «Я не могу ни соглашаться, ни не соглашаться с этим приговором. Я не знаю обстоятельств. Безусловно, та доказательная база, которая существует вокруг этого приговора из СМИ, она кажется не бесспорной. Но, насколько я знаю, там были самые разные точки зрения, включая президентский Совет по этим вопросам», — сказал cовладелец нефтяной компании ТНК-ВР по этому поводу.

Ксения Собчак попыталась добиться ясности и снова попросила определить его личное отношение к приговору по делу ЮКОСа, заметив, что Фридман знает Ходорковского лучше, чем «мы все, вместе взятые», однако миллиардер снова не сказал ничего определенного, отметив, что знает его «как бизнесмена, а не как неплательщика налогов, в чем его обвиняют».

Конкретизировал Фридман лишь свое отношение к судьбе Михаила Ходорковского, заявив, что считает произошедшее «огромной личной трагедией человека», связанной с длительным пребыванием в местах заключения.

Михаил Фридман в интервью Ксении Собчак, вспоминая о деловых качествах Михаила Ходорковского, отметил, что он был человеком «умным, талантливым, сильным», но в то же время «безусловно, очень целенаправленным, жестким». «Я не могу утверждать — выходил ли он за рамки закона, опять же, но, исходя из моего опыта, он, безусловно, был решительный и, я бы сказал, в каком-то смысле мог быть жестким и жестоким», — отметил он.

Миллиардер рассказал телеведущей о своей последней встрече с экс-главой ЮКОСа осенью 2003 года — примерно за месяц до этого ареста. Бизнесмены неожиданно столкнулись друг с другом, когда со своими компаниями пришли обедать в ресторан «Джусто». К тому времени, вспоминает Фридман, коллега Ходорковского Платон Лебедев уже был арестован, поэтому эта тема была горячей и не обсудить ее было невозможно.

«Естественно, мы отошли с ним, немного поговорили на всю эту тему, и я его, честно говоря, призывал к тому, чтобы он каким-то образом все-таки умерил определенную такую риторику, напор, потому что мне казалось, что я достаточно ясно понимал, что это может привести к очень серьезным негативным последствиям и для него, ну, и не только для него, для большого количества людей из его компании», — признался Фридман.

По его словам, тогда ему показалось, что Ходорковский не до конца верит в возможность такого развития событий, которые произошли в дальнейшем. «Мне показалось в тот момент, что он все-таки считал, что если даже что-то и произойдет, то как-то это будет в более мягкой форме», — уточнил миллиардер. «Он мне сказал такую фразу, я помню: Ну, если такое произойдет, я, в общем-то, готов и посидеть какое-то время», — добавил Фридман. Эта фраза, по его словам, прозвучала с улыбкой, и по тональности разговора казалось, что он всерьез не считает это реальной перспективой.

В интервью речь зашла и об отношении к Путину со стороны бизнес-сообщества. На замечание Ксении Собчак, что, отвечая на вопросы про Путина, все крупные бизнесмены очень осторожны («вроде и внутри не хотят его поддерживать, а выхода другого нет»), Фридман заявил, что «во-первых, это все очень индивидуально», «а во-вторых, я уверен, что среди бизнесменов много людей, которые абсолютно искренне его поддерживают».

Миллиардер заверил, что он сам вполне искренне поддерживает избранного президента. В то же время Фридман признал, что «в любой стране мира, даже в самой демократической, у бизнесменов нет никакого желания входить в конфликт с властью».

Фридман прокомментировал и увольнение Владимира Ашуркова с поста топ-менеджера компании. Отставка директора по контролю за управлением активами «Альфа-групп» не была связана с указанием Кремля, заверил миллиардер.

Бизнесмен также заявил, что он не будет поддерживать оппозицию, так как ему не нравятся методы ее борьбы. Речь об оппозиционерах зашла после того, как Фридман ответил на вопрос зрителя, что его не устраивает в сегодняшней России.

«Мне много что не нравится. Я не думаю, что я буду очень оригинальным. Мне не нравится то, что у нас высокий уровень коррупции, мне не нравится, что у нас происходят события в полиции, которые происходят в Татарстане, мне не нравится то, что у нас отсутствует нормальная конкуренция в разных областях жизни. Все это достаточно банально», — сказал миллиардер.

Ксения Собчак отметила, что по этим пунктам Фридман совпадает со многими оппозиционными лидерами — к примеру, Алексеем Навальным и Борисом Немцовым, что может стать поводом для того, чтобы начать их финансировать.

«Я не совпадаю с ними, видимо, по методам борьбы с ними. Я не думаю, что есть хотя бы один человек в этой стране, которому это нравится. Вопрос — как с этим бороться», — возразил бизнесмен, подчеркнув, что ему «не нравятся любые революционные методы борьбы», так как он предпочитает бороться с негативными явлениями «эволюционным путем».

«Я считаю, что и мирные митинги — это тоже нормальный эволюционный путь. Просто не все лозунги, которые на этих мирных митингах были, как я вам уже говорил раньше, меня устраивают», — пояснил он.

Собчак снова попыталась вернуться к теме возможного финансирования оппозиционеров, заявив, что говорит не о лозунгах, а о программе. «Во-первых, начнем с того, что я не поддерживаю в политике вообще никого спонсированием. Власть в нашей поддержке не нуждается, и это нормально. А оппозицию я не собираюсь финансировать по той причине, что я считаю, что для бизнеса неправильно в наших условиях — активное такое, деятельное участие в политике», — парировал Фридман.

На что телеведущая припомнила бизнесмену ситуацию с увольнением Ашуркова, в которой он все-таки не сохранил нейтралитет: «Вот эта ситуация — Андрей Ашурков, человек, которого вы уволили якобы по звонку из Кремля из-за того, что он финансировал Навального».

«Нет, там была совершенно не такая ситуация. Ситуация была в том, что у нас работал сотрудник на достаточно заметной должности, который занимался активной поддержкой оппозиционных разных вещей и прочего», — возразил Фридман. По его словам, до увольнения он пытался беседовать с Ашурковым, внушая, что «мы живем в России, и, безусловно, вовлечение в такую активную политическую жизнь в наших российских условиях, в общем, для бизнеса не вполне приемлемо».

«Я считаю, что это неправильно, вполне искренне, никогда не занимался политикой и не планирую ей заниматься», — добавил Фридман. «Я ему сказал, что он симпатичный парень, вполне грамотный профессионал, и был полезным человеком для нашей работы. Я ему сказал: Володь, я тебя прошу, если будет такая ситуация, что вот эта политическая деятельность станет заметно влиять на твою работу… то я хочу, чтобы ты понимал, что тебе нужно будет выбрать между работой в бизнесе и политической деятельностью». Ашурков в итоге «выбрал путь — заниматься политикой».
http://www.newsru.com/russia/12apr2012/fridman.html

12.04.2012
Вице-премьер РФ Игорь Сечин признал право российского консорциума AAR (владеет 50% российско-британской ТНК-ВР) оспорить сделку «Роснефти» и ВР, сообщил совладелец ТНК-ВР, глава консорциума «Альфа-групп» Михаил Фридман.
«Он (Сечин) сказал мне: «Я считаю, что вы напрасно эту сделку не поддержали, она была бы для вас выгодна, но я признаю ваше право оспорить эту сделку», — сказал Фридман в эфире телеканала «Дождь».

В январе прошлого года «Роснефть» и британская ВР договорились об обмене акциями и совместном освоении российского арктического шельфа, однако уже в феврале сделка была оспорена российским партнером ВР по ТНК-ВР — консорциумом AAR, а весной сделка была заблокирована по решению суда.
Фридман отметил, что AAR заблокировал данную сделку, так как она противоречила акционерному соглашению с ВР.
«Мы просто подготовили документы и пошли в Лондонский суд»,- сказал он.
По словам Фридмана, руководство России было уведомлено об этих планах.
«Паралелльно мы разговаривали об этом и Владимиром Владимировичем Путиным, и с Игорем Ивановичем (Сечиным) и не услышали жестких возражений против этого. Конечно, это возможно задело Сечина, как председателя совета директоров «Роснефти», но нам было сказано, что это наше право», — отметил он.
http://www.ria.ru/economy/20120412/623712022.html

09.04.2012
«На прошлой неделе группа российских бизнесменов отправилась в Израиль на трехдневное пешее паломничество через пустыню в Иерусалим, — сообщает Slon.Ru.

В состав группы вошли представители Российского еврейского конгресса, совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман, президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Раппопорт, президент группы компаний «Уникум» Борис Белоцерковский, а также – совладелец компании «Открытие» Борис Минц.

Юрий Каннер, президент Российского еврейского конгресса, сообщил, что таким образом бизнесмены хотят почувствовать себя частью еврейского народа, и отправились в пустыню для того, чтобы к ним начали относиться как к евреям и в других частях света, а не только в России. «Мы всегда чувствуем, что находимся на стыке двух народов – российского и израильского… В России мы остаемся евреями, и это совершенно нормальная идентификация сегодня, а во многих других местах к нам относятся, как к русским. Поэтому мы и пошли в пустыню. Вот такие у нас ощущения», – заявил Каннер».
http://www.flb.ru/info/50680.html

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: