Бензин в России

27.05.2011
Дефицит бензина, неожиданно возникший в России весной 2011г., — это рукотворный кризис, который вполне можно назвать шантажом по отношению к правительству РФ. И виноваты в происходящем крупные нефтяные компании. Такое мнение высказал в эфире новой программы РБК-ТВ «Диалоги с Сергеем Алексашенко» глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев.

«Думаю, что основная причина заключается в том, что нефтяные компании решили проучить правительство: если оно будет каким-то образом от имени государства регулировать цены, то станут появляться подобные дефициты, которые компании создавали совершенно умышленно», — отметил И.Артемьев.

Кроме того, нефтяные компании создали кризис, когда к этому не было никаких причин. Они перестали поставлять нефть независимым производителям — тем, которые не входят в большие вертикально интегрированные компании. Здесь они преследуют цель выдавить их из бизнеса.

Гость программы отметил, что самое большое возмущение вызывает как раз то, что государственные компании не только не помогают правительству в этом вопросе, а «зачастую являются инициаторами такого неправильного, нерыночного поведения». При этом глава ФАС добавил, что впредь очень советует не шантажировать правительство, иначе «они могут дождаться каких-то революционных перемен, особенно госкомпании».

По его словам, ФАС возбудил уже 52 дела по 52 российским регионам и будет снова налагать на компании оборотные штрафы», — пообещал И.Артемьев. Но отметил, что предсказать такое поведение нефтяников правительство не могло, когда страна была переполнена бензином.

Говоря о том, почему подобное развитие событий в принципе стало возможным, И.Артемьев назвал главной причиной монополизм. «То, что мы создали полные или частичные монополии на рынках, аукается и будет аукаться нам до бесконечности. Правильным является активная политика построения конкурентов, создание стимулов, в том числе налоговых, для того чтобы появлялись такие новые компании», — убежден руководитель ФАС.

«А у нас по-прежнему все крутится вокруг одной и той же четверки-пятерки компаний, которые привыкли к тому, что они являются «властителями» наших дум, привыкли, что они определяют в какой-то степени и политику в нашей стране. Но хочу сказать, что Федеральная антимонопольная служба готова применить все полномочия, которые у нее есть, для того чтобы все-таки постараться прекратить это хулиганство», — заверил россиян И.Артемьев.

Глава ФАС отметил, что бороться с произволом нефтяных компаний надо штрафами, уголовными делами и разукрупнением. Он предложил свой метод борьбы с картельными сговорами. «Мы говорили о том, что если розницу отделить от вертикально интегрированных компаний либо ограничить их долю примерно 35%, чтобы ВИНКи имели в границах каждой области не больше трети бензоколонок, а остальная часть принадлежала независимым компаниям, то уже было бы легче», — пояснил позицию своего ведомства глава ФАС.

Он добавил, что касательно розницы такой законопроект уже написан и отправлен в правительство. На уровне оптового звена подобный вопрос пока не обсуждался.
http://top.rbc.ru/economics/27/05/2011/596253.shtml

27.05.2011
Если отделить нефтеперерабатывающий завод от нефтедобычи, компаниям станет труднее завышать цены на бензин — к такому выводу пришли Минэкономразвития и Минэнерго. По замыслу чиновников независимый завод заставит нефтяные холдинги снизить маржу в переработке

Для предотвращения бензиновых кризисов, подобных случившемуся в конце апреля в Алтайском крае, Минэкономразвития и Минэнерго предлагают передать какой-нибудь НПЗ мощностью не менее 6 млн т нефти в год структуре, не имеющей собственной добычи. В начале года Минэкономразвития направило в Минэнерго предложение о создании такого НПЗ, рассказывал чиновник министерства. Минэнерго идею поддерживает, следует из ответного письма от 23 мая замминистра энергетики Сергея Кудряшова (документ есть в распоряжении «Ведомостей»).

Рынок нефтепереработки в России олигопольный, географические рынки контролируются одним или двумя игроками, из-за чего маржа в отрасли в последние годы высока, а стимулов к модернизации НПЗ нет, констатирует Кудряшов в письме. Он предлагает поручить совету директоров государственного «Роснефтегаза» купить в европейской части страны НПЗ для переработки на нем нефти от независимых структур. Поставки каждой из них не должны превышать 10%, рассчитывает Кудряшов, а стоимость переработки не должна превышать 10-15% от себестоимости. Это создаст условия для понижения оптовых цен на нефтепродукты, в том числе за счет снижения маржи в нефтепереработке, заключает замминистра.

Появление независимого НПЗ в интересах всех сторон, считает директор департамента Минэкономразвития Александр Пироженко. На рынке появится независимый индикатор цен, станет меньше проблем с дефицитом топлива, что снизит давление того же ФАС на нефтяные холдинги, объясняет он. С другой стороны, небольшие производители нефти получат дополнительные возможности сбыта своей продукции, продолжает Пироженко, а сейчас им приходится продавать ее с дисконтом. В ФАС поддерживают идею двух министерств, дезинтеграция нефтяной отрасли — правильный путь, говорит начальник управления ФАС Алексей Сушкевич.

Сейчас предстоит обсуждать идею с нефтяными компаниями и искать, кто из них готов продать завод, говорит Пироженко: административные меры — например, предписание ФАС — применять не планируется. Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков вчера смог добавить только, что этот проект еще будет прорабатываться в аппарате правительства.

Предыдущая попытка властей поддержать независимость крупных НПЗ потерпела фиаско. В 90-х заводы в Москве и Нижегородской области не вошли в нефтяные холдинги, но постоянно испытывали проблемы с сырьем и в итоге были выкуплены холдингами. В то время был рынок спроса, нефти не хватало, теперь же предложения достаточно, объясняет бывший губернатор Нижегородской области и министр энергетики Борис Немцов.

«Я ошибся, создав независимый НПЗ в условиях, когда государство стало стимулировать экспорт нефти», — говорит он. Успех нынешней попытки будет зависеть от политики государства — если оно станет стимулировать переработку, то завод сможет оздоровить ситуацию на внутреннем рынке, считает Немцов, в противном случае ему грозит банкротство.

Сама по себе идея хорошая и может дать результат, согласен топ-менеджер одной из нефтяных компаний, но многое будет зависеть от характеристик выбранного завода (см. врез). Правда, создать таким образом индикатор для рынка вряд ли получится, полагает он: все заводы с разной глубиной переработки и выходом нефтепродуктов, сравнивать их трудно. «Наличие одного “особенного” игрока конкуренции на рынке не прибавит», — уверен другой нефтяник. Он предвидит трудности как с поставками нефти на независимый завод, так и с поисками самого этого НПЗ. «У всех компаний переработка сбалансирована, вряд ли найдутся желающие продать завод. Если только за астрономические деньги», — говорит другой нефтяник. По его мнению, государству дешевле будет построить новый НПЗ, но на это потребуется 10 лет и порядка $6-7 млрд инвестиций.

Серьезных проблем с закупкой нефти у завода не будет, не согласен с нефтяниками директор IHS CERA Сергей Вакуленко, но вряд ли холдинги продадут под эту идею хороший актив, а давить на маржу других игроков сможет лишь завод с очень высокой глубиной переработки. По его мнению, в европейской части продать завод государству может либо «Башнефть» (Уфимский НПЗ), либо «Роснефть» (Сызранский НПЗ)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/261012/nadezhda_na_nezavisimost

26.05.2011
Вице-президент крупнейшей российской частной нефтяной компании ЛУКОЙЛ Леонид Федун связывает повышенный спрос на бензин в РФ, к которому нефтяные компании оказались не готовы, с динамичным развитием автопрома в стране.

Этой весной в ряде регионов РФ отмечаются проблемы с бензином: где-то заметно выросли цены, где-то возник дефицит топлива на фоне ажиотажного спроса.

Минэнерго связывает это с увеличением экспорта нефтепродуктов, а также с удержанием топлива крупными компаниями. Правительство РФ на этом фоне с 1 мая повысило экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось, — до 90% от ставки пошлины на нефть.

Комментируя в четверг в ходе телефонной конференции ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов, Федун отметил, что в России в последние годы быстро развивается промышленная сборка автомобилей, и нефтяной отрасли сложно успевать за этими темпами.

«Россия превращается в один из ведущих европейских (автомобильных — ред.) рынков. В этой ситуации российские компании оказались не готовы к росту спроса на бензин», — сказал Федун.

При этом, по его мнению, ЛУКОЙЛ на общем фоне смотрится более выигрышно, так как у компании налажен выпуск высокооктанового бензина.

Согласно материалам ЛУКОЙЛа, в первом квартале выпуск высокооктанового бензина вырос на 7,8% — до 1,39 миллиона тонн. При этом общая переработка сократилась на 1%. Продажи нефтепродуктов в РФ ЛУКОЙЛ повысил на 2,3%, — пишет oilru.com.
http://www.rusenergy.com/ru/news/news.php?id=52265

27.04.2011
Рост спроса на бензин и снижение рентабельности НК вызвали дефицит топлива — Федун
Москва. 27 апреля. ИНТЕРФАКС — Причинами возникновения дефицита топлива вице-президент НК «ЛУКОЙЛ» (РТС: LKOH) Леонид Федун считает рост спроса на бензин и снижение рентабельности нефтяных компаний. Запасы бензина в России «вымываются», но не потому, что он идет на экспорт, а из-за сильного роста спроса на него и ограничений цен на топливо, отметил он журналистам. По его словам, «ЛУКОЙЛ» проблем с топливом не испытывает, так как перешел на трехлетний период ремонта нефтеперерабатывающих заводов и запустил новые мощности по производству 1,5 млн тонн в год бензина Евро-4. «У нас («ЛУКОЙЛа» — ИФ) нет проблем, хотя мы видим, что бензина не хватает, что запасы вымываются, и не потому, что он идет на экспорт, а из-за того, что идет гигантский спрос. И производства, которые в настоящий момент существуют, они не покрывают спрос. У нас очень много производства дизеля, производство мазута и недостаточное количество бензина», — пояснил он. Вице-президент отметил, что рост продаж новых автомобилей на 30-40% в год увеличивает спрос на бензин на такую же величину. «Бензина не хватает, нужна глубокая модернизация заводов, а это процесс достаточно длинный», — подчеркнул Л.Федун. Он считает, что сложившейся ситуации отчасти способствовала программа утилизации автомобилей, которую запустило правительство. «Она выбросила на рынок миллионы новых автомобилей, которые хотят бензина», — сказал он. Кроме того, еще одной причиной дефицита, по его мнению, является ограничение цен на бензин. «Если ты ограничил цену, то есть отрезал рыночный механизм регуляции, то следующий шаг — строй систему распределения. В этот регион столько-то, в этот — столько-то. Это плановое задание, система контроля заданий, это другая система. Если ты исключаешь интерес спроса и предложения, ты должен включать другие рычаги», — отметил вице-президент «ЛУКОЙЛа». Следующим шагом могли бы быть «разверстки необходимого бензина в тех регионах, куда нужно», добавил он. Более приемлемый способ — найти механизмы, которые будут поддерживать интерес к производству бензина внутри РФ. «Сегодня это будет обсуждаться на совещании у Сечина (вице-премьер Игорь Сечин — ИФ)», — сообщил Л.Федун. Он, в частности, поддерживает предложение ФАС снизить акцизы после роста цен на нефть после определенного значения. «Государство может снизить акциз, чтобы поддержать рентабельность бизнеса. Потому что если в прошлом году рентабельность маржи превышала 20%, сейчас она падает уже ниже 15%, а это нижняя норма», — сказал вице-президент НК.
http://press.lukoil.ru/post/2011/04/27/LEONID-FEDUN-O-SITUACII-NA-VNUTRENNEM-RINKE-AVTOMOBILNOGO-TOPLIVA.aspx

2 Декабря 2009 г.
Ликбез для медалиста. Спикер Госдумы хочет разобраться, откуда в России берется бензин марки Аи-98

Предваряя сегодняшнее обсуждение, г-н Грызлов сообщил: «Процесс получения бензина на нефтеперерабатывающих заводах – это процесс крекинга. Это мы еще из средней школы знаем, ничего не изменилось. И в соответствии с этим процессом получается бензин с октановым числом 80, а дальше используются присадки». Он согласился: присадки, которые составляют примерно 10% смеси, поступающей в мотор, повышают октановое число бензина до 92 или 95. «А вот откуда берется 98-й бензин на наших бензоколонках, я как человек, который окончил школу с «золотой» медалью, не могу сказать. Вряд ли мы его получаем из Швеции. Поэтому вопрос о тех бензинах, которыми кормят наши машины, актуальный и жесткий», – подчеркнул спикер.

Специалисты считают, что нам необходимо срочно законодательно закреплять ответственность за глубину переработки сырья и качество продуктов на мини-НПЗ и на небрендовых АЗС. Вот эта проблема действительно достойна стать головной болью спикера. По информации Российского топливного союза, доля суррогатного топлива на нашем рынке достигает 30%, а летом – всех 50%. И подделывают, кстати, не 98-й, а в основном 95-й бензин – топливо массового спроса. Владельцы топливных баз и АЗС добавляют в него солярку или «самоварные» смеси. И если, по статистике столичного департамента природопользования, в Москве каждая четвертая иномарка выходит из строя из-за некачественного бензина, то в других российских регионах ситуация c качеством топлива еще хуже.
http://www.newizv.ru/economics/2009-12-02/118318-likbez-dlja-medalista.html

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: